Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.
Финансовая система Российского государства включает в себя:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, формирующийся для обеспечения деятельности государственного и (или) муниципального сектора экономики, развития социально-культурной сферы, укрепления обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Главные статьи расходов государственного бюджета включают в себя финансирование: международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, судебной системы, науки, промышленности, энергетики, строительства. А также: сельскохозяйственного производства, рыболовства, транспорта, охраны окружающей среды; содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог общего пользования. Кроме этого, в бюджете предусмотрены расходы на нужды: образования, культуры, здравоохранения, искусства, средств массовой информации и социальной политики.
Наполнение бюджета осуществляется с помощью следующих источников:
налоговых поступлений;
неналоговых доходов (от использования имущества, продажи земли, реализации лицензий, внешнеэкономической деятельности и т.п.);
безвозмездных поступлений от нерезидентов, государственных и др. организаций;
доходы целевых бюджетных фондов.
Отчисления предприятий в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей оформляются в бухгалтерском учете как расчеты с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Внебюджетные фонды - это фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивающие финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Они подразделяются на социальные и экономические фонды. К экономическим фондам относится федеральный дорожный фонд и местные дорожные фонды.
До принятия Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ дорожные фонды формировались за счет:
1) налога на пользователей автомобильных дорог;
2) налога с владельцев транспортных средств;
3) заемных средств, средств от продажи акций и проведения лотерей, а также добровольных взносов, штрафных санкций и других источников.
Налог на пользователей автодорог упомянутым законом отменен, а налог с владельцев транспортных средств заменен транспортным налогом, дополнительными объектами которого стали речные и воздушные суда, ранее облагавшиеся налогом на имущество физических лиц.
Начиная с 2003 года, функционировать будут лишь территориальные дорожные фонды, источниками которых будут суммы:
1) транспортного налога;
2) акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
3) земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;
4) поступлений, связанных с погашением задолженностей, штрафам и перерасчетами по налогу на пользователей автомобильных дорог;
5) государственных финансовых пособий, выделяемых из федерального бюджета на ведение дорожного хозяйства.
К социальным внебюджетным фондам причисляются: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). До 1 января 2001 г. в их составе был Государственный фонд занятости населения (ФЗ). В настоящее время его функции переданы бюджетам различных уровней. Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Упоминание о фонде занятости населения необходимо, так как в соответствии со сроками исковой давности налоговые органы могут предъявлять претензии предприятиям по платежам в данный фонд.
Фонд социального страхования предназначен для выплаты пособий: по временной нетрудоспособности граждан, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до полуторагодичного возраста, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также пособий на погребение усопших. Кроме того, ФСС финансирует расходы по санитарно-курортному обслуживанию работников предприятия и членов их семей, частичному содержанию спортивных детско-юношеских школ, оздоровлению детей, а также по выплате других постоянных и единовременных пособий. В начале каждого года принимается специальный закон о бюджете фонда, в котором подробно расписаны все основные статьи его доходов и расходов. Расчеты с фондом проводятся с применением субсчета 69-1 "Расчеты по социальному страхованию". При этом расчеты по пособиям, обусловленным несчастными случаями и профессиональными заболеваниями сотрудников, учитываются отдельно.
Пенсионный фонд обеспечивает выплаты трудовых пенсий; компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии; проводит выплаты пенсионерам социальных пособий на погребение. Он финансирует расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий; перечисляет пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплачивает досрочные пенсии гражданам, признанным безработными.
Кроме того, фонд осуществляет доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплачивает дополнительные ежемесячные пожизненные пособия лицам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также перечисляет средства страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, учитываемых в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Доходные и расходные статьи бюджета пенсионного фонда утверждаются в начале каждого года специальным федеральным законом. Расчеты с фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".
Фонд обязательного медицинского страхования образован для реализации целевых государственных и территориальных программ медицинского страхования населения, а также по охране материнства и детства.
В программах обязательного медицинского страхования предусматриваются виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи взрослым и детям, перечень участвующих в них организаций, реестры медицинских услуг в трех сферах помощи:
1) скорой и неотложной;
2) амбулаторно-поликлинической;
3) стационарной.
Похожие работы:
- Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность р...
- Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по единому социальному налогу
При отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, необходимо учитывать следующее:
1) начисленные сумм...
- Расчеты
Расчетами признаются действия плательщика, направленные на совершение платежа другому лицу - получателю. Основаниями расчетов могут быть различные юридические факты - оплата переданной вещи, выполненн...
- Расчеты по инкассо
Термин «инкассовые операции» используется для обозначения различных действий коммерческих банков, направленных на получение от должника (плательщика) платежа и/или акцепта.
Расчеты по инкассо предста...
- Расчеты чеками
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или т...